Управление
#статьи

Как продакту найти работу в США: делится руководитель продукта в международной компании

Спросили у Ксении Майоровой, что важно сделать перед поиском, к каким вопросам на собеседовании готовиться и можно ли искать работу в США удалённо.

Иллюстрация: pvproductions / vector_corp / Freepik / daria-pimkina / Sangga Rima / Roman Selia / Chris Leipelt / Joaquin Paz y mino / Sophie Smith / Donovan Reeves / Barth Bailey / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Работала продактом в США

Ксения Майорова

Руководитель продукта в международной ride-hailing-компании. Ранее занималась развитием продукта в американской компании — производителе медицинского оборудования Align Technology.

В интервью для Skillbox Media Ксения рассказала:

Как подготовиться к поиску работы в США

— Ксения, для начала расскажи, различаются ли требования к продакт-менеджерам в России и в США при приёме на работу.

— Да, в России и в США у позиций продакт-менеджеров свои особенности. В России, как правило, начальные этапы карьеры продактов зависят от уровня их образования. Часто учёба в топовых университетах даёт лучшие возможности для стажировок или для старта в крупных компаниях. Но по мере того как менеджер продвигается по карьерной лестнице, значимость его опыта и навыков становится выше, чем первоначальное образование.

В США ситуация другая. При отборе больше внимания обращают на навыки соискателей — это повышает порог входа в профессию. Важный критерий — образование кандидата по направлениям Computer science, Human-computer interaction и подобным.

Ещё, как правило, в американских корпорациях продакт-менеджеры — это довольно зрелые специалисты. Конечно, если это не associate product manager.

В стартапах порог входа может быть ниже. Для таких работодателей не так важно, где кандидат учился, — важнее то, что он умеет делать. Также большую роль играет наличие софт-скиллов — например, коммуникабельности.

Ещё современные американские компании стали чаще проверять, есть ли у кандидата опыт работы в отраслях, в которых работают эти компании. Например, если вы хотите устроиться работать в финтех-компанию, то наличие опыта в этой сфере будет вашим преимуществом уже на этапе скрининга резюме системой ATS.

— С чего начать подготовку к поиску работы в США?

— Американский рынок очень конкурентный. Это рынок работодателей. Поэтому перед поиском работы важно подробно изучить вакансии желаемых компаний и осмыслить свои навыки и опыт. В дальнейшем — при составлении резюме и на собеседованиях — нужно будет делать акцент на тех навыках, которых требуют работодатели в выбранных вакансиях. Учитывая это, я бы выделила такие шаги в подготовке к поиску работы в США.

Шаг 0. Собираем список своих достижений. Внедрите привычку фиксировать результаты своей текущей работы до начала поиска новой. Если этого не делать, то, когда придёт время обновлять резюме, будет сложно восстановить в памяти свои достижения — например, вспомнить, какие показатели были у проектов, которыми вы занимались.

Как правило, в компаниях проводят регулярные перформанс-ревью — например, раз в год, полгода или раз в квартал. Это хорошая возможность зафиксировать, что вы за это время сделали, каких результатов достигли, на что они повлияли.

Отмечать результаты и успехи лучше письменно — мне, например, удобно делать это в Google-таблице. Для формулирования можно использовать фреймворк PAR — так ваши результаты будут удобно структурированы для использования в интервью.

Такой список придаёт уверенность и упрощает подготовку самопрезентации и резюме в период поиска работы.

Шаг 1. Составляем резюме. Определите, в какие компании вы бы хотели попасть, и узнайте, как в них устроен процесс отбора. Ещё рекомендую изучить миссию этих компаний, последние новости, продукты, которые они выпускают, и позицию компаний по важным для сферы вопросам.

Затем просмотрите вакансии выбранных компаний. На их основе можно сформулировать описание опыта и навыков, которые необходимы идеальному кандидату. Так будет легче сопоставить их со своим опытом и навыками и понять, что важно подчеркнуть при составлении резюме.

Чёткое понимание требований работодателей в вакансиях поможет скорректировать ваше резюме для успешного прохождения проверки ATS. Используйте слова и формулировки из вакансии — это повысит шансы прохождения.

Для этой задачи можно использовать ChatGPT. Отправьте в чат вакансию, ваше резюме и попросите бота скорректировать резюме так, чтобы оно идеально подходило под описание позиции.

Некоторые слова в резюме можно печатать белым шрифтом — они не перегрузят рекрутеров, но повысят процент соответствия вашего резюме вакансии в системе ATS.

Если вы рассматриваете несколько разных позиций, то для каждой нужно подготовить отдельное резюме. Например, если вы одновременно претендуете на позиции технического продакт-менеджера и программного менеджера, нужно делать два разных резюме, а не описывать несколько ролей в одном.

Важная особенность американского рынка труда — в резюме не принято указывать пол и возраст. Также нежелательно прикладывать свою фотографию. Кандидатов оценивают только по их навыкам и по тому, как они проходят собеседования.

Шаг 2. Настраиваем каналы поиска. Основной канал поиска — LinkedIn. С помощью него можно найти работу, стажировку, а также наладить профессиональные контакты. Поэтому, если вы ищете работу в США, у вас обязательно должен быть профиль в Linkedin.

Ваш профиль должен транслировать рекрутерам чёткое ценностное предложение — показывать все достижения, которые будут «продавать» вас как кандидата. Здесь поможет описание идеального кандидата из шага 1. Опираясь на него, можно понять, на чём сделать акцент в описании своего опыта и навыков.

Кадр: фильм «Шазам!» / DC Comics / New Line Cinema

При заполнении профиля советую пользоваться Grammarly. Это бесплатный сервис для проверки английских текстов. Он может предложить более естественные для английского языка и более ёмкие формулировки.

Если вы ищете junior- или middle-позицию, то лучше поставить в LinkedIn статус «Open to work» и указать геолокацию, в которой вы ищете работу. Это сделает вас заметным для рекрутеров.

Искать вакансии можно и другими способами. Например, нейросеть Wonsulting AI может собирать релевантные для вас вакансии из разных источников.

Шаг 3. Создаём таблицу для мониторинга процесса поиска. Компании отбирают работников в несколько этапов — чем больше компания, тем больше этапов. Чтобы не запутаться в этом процессе и отслеживать свой прогресс у разных работодателей, важно отмечать статус каждой вакансии в таблице.

Как проходит процесс отбора в американских компаниях

— Давай поговорим о процессе отбора. Какие инструменты можно использовать для подготовки к интервью?

— На американском рынке прохождение собеседований превратилось в отдельную индустрию — поэтому инструментов для подготовки много.

Например, есть платформа Blind. На ней люди делятся своим опытом прохождения интервью и рассказывают про опыт собеседований в компаниях. А на платформе Exponent есть курсы по прохождению интервью в конкретных компаниях.

Курс по прохождению интервью на должность продакт-менеджера
Скриншот: Exponent / Skillbox Media

Также я рекомендую использовать менторские платформы — например, ADPList или Meander. С помощью них можно пообщаться с человеком из интересующей вас компании. Особенно полезно поговорить с нанимающим менеджером.

Например, можно показать своё резюме, получить обратную связь, выяснить свои перспективы и порядок отбора, попросить дать рекомендации для подготовки к интервью или узнать, какие вопросы чаще всего задают.

Что касается вопросов — на первых этапах собеседований они похожи. Я искала списки таких вопросов в поисковиках и изучала сайты Quora, Glassdoor и Blind.

Также список вопросов можно найти в книгах по подготовке к интервью — например, в книге «Cracking the PM Interview».

Важно подготовить ответы на вопросы заранее и отрепетировать их — на рынке работодателей импровизация не приветствуется.

Ещё одна важная часть подготовки соискателей в США — это mock-интервью, или симуляция реального собеседования. Есть сервисы, в которых можно пройти интервью такого формата, иногда даже с реальным нанимающим менеджером, — например, в Exponent или в Presentum. Услуга стоит от 250 долларов.

Mock-интервью можно пройти с менеджером компании, в которую вы хотите попасть
Скриншот: Presentum / Skillbox Media

Другая разновидность mock-интервью — тренировка в формате peer-to-peer. На перечисленных выше платформах можно найти человека, который тоже готовится к собеседованию, и по сформированному списку вопросов интервьюировать друг друга и давать обратную связь.

Я рекомендую сделать mock-интервью обязательной частью своей подготовки. Во-первых, если ответы хорошо отрепетированы, вы будете чувствовать себя увереннее на интервью — это повышает шансы на успех. Во-вторых, вы планируете конкурировать с американскими кандидатами, которые в среднем проходят до десяти mock-интервью перед собеседованием.

— Что для тебя было непривычным на собеседованиях в американских компаниях?

— Для меня был необычным акцент на поведенческих вопросах. Это очень типично для американских компаний и менее привычно для кандидатов на европейском рынке. Собеседований с поведенческими вопросами может быть довольно много — встречи с нанимающим менеджером, топ-менеджером компании, командные собеседования.

Собеседований с командами может быть тоже несколько. Часто вас включают в большой хаб кандидатов, который рассматривают, например, четыре команды. Соответственно, вам нужно пообщаться со всеми четырьмя командами, чтобы продвинуться дальше. Это один из самых ресурсозатратных процессов.

Ещё одно важное отличие — как правило, в американских компаниях ваше резюме не читают непосредственно перед собеседованием. Поэтому в самопрезентацию на собеседовании важно включить всё самое важное из резюме и не ссылаться на него в разговоре.

— Можешь рассказать подробнее о поведенческих вопросах?

— Методика поведенческих вопросов опирается на концепцию о том, что ваше поведение в прошлом может предсказать ваши действия в будущем. Поэтому кандидатов просят рассказать истории о том, как они реагировали на кризисные ситуации, как принимали решения, как вели себя в условиях стресса. Важно заранее вспомнить подходящие ситуации и подготовить ответы.

Ответы я советую структурировать по одному из фреймворков для поведенческих интервью. Я использовала фреймворк STAR. Сначала рассказывала про ситуацию и контекст. Дальше описывала задачу, которую нужно было решить в рамках сложившейся ситуации, рассказывала о своих действиях и обозначала результаты, к которым получилось прийти благодаря моим действиям.

Вопросов может быть много, а времени мало. Возможности подумать и уйти в детали, к сожалению, нет. Поэтому ответы должны быть ёмкими и структурированными заранее. На каждую историю лучше закладывать не больше двух минут.

— Расскажи о своём опыте собеседований — какие вопросы задавали?

— Могу рассказать о своём опыте прохождения собеседований в Booking и Meta. Рекрутер предварительно обозначил структуру интервью, описал процесс и типичные вопросы. Также предложил некоторые фреймворки для ответов на них.

Среди самых часто задаваемых вопросов были такие:

  • Как бы вы приоритизировали конкурирующие функции продукта при его разработке?
  • Какой была ваша стратегия на пятилетний срок при разработке последнего продукта?
  • Поделитесь случаем, когда вы извлекли уроки из неудачи.
  • Как вы действовали при разногласиях с членом команды или стейкхолдером?
  • Можете ли вы поделиться позитивным опытом руководства командами?

Можно ли найти работу в США удалённо

— Нужно ли территориально находиться в США, чтобы найти там работу?

— В американских компаниях довольно много вакансий для удалённой или гибридной работы, поэтому можно искать работу, не находясь в стране. Но даже в этом случае важно, чтобы у вас был американский номер с настроенным автоответчиком — на него будут звонить и оставлять голосовые сообщения потенциальные работодатели. Настроить американский номер можно через Skype или Google Voice.

Некоторые соискатели скрывают, что находятся не в США, — так они пытаются повысить свою конкурентоспособность среди кандидатов. Но чаще всего это хорошо не заканчивается. Лучше всегда оставаться честным.

Встречаются удалённые вакансии с возможностью релокации в Штаты через какое-то время. Допустим, человек успешно работает в компании в течение года, а дальше ему помогают с оформлением необходимых документов и переездом.

Помощь в переезде в США сразу при приёме на работу — редкая история. В большинстве случаев такая опция доступна только топ-менеджерам или редким специалистам.

Если вы ищете вакансии для работы в офисе, то на момент подачи заявки уже нужно находиться в стране с разрешением на работу. Ещё лучше — находиться в той же локации, что и компания. Например, если вы подаёте резюме в Amazon в Сиэтле, то даже нью-йоркская локация может стать причиной отказа — скорее всего, резюме даже не пройдёт отбор системы ATS.

— Важно ли наличие опыта работы в американской компании?

— Да, в США ценят, если у соискателей есть опыт работы на локальном рынке. Даже если соискатель работал в маленькой неизвестной компании, это всё равно будет плюсом. Поэтому при поиске в первый раз можно рассмотреть не самые топовые компании, чтобы получить опыт на локальном рынке. А потом использовать его для поиска работы в ведущих корпорациях.

— Всё это кажется довольно время- и энергозатратным. А стоит ли игра свеч?

— Это правда, на поиск работы может уйти около года. Здесь каждый сам делает выбор и определяет свою мотивацию. Нужно быть готовым к долгому пути, большому количеству собеседований, отказам.

Мне такой опыт кажется полезным и развивающим — если вы проходите этот квест, значит, пройдёте и все остальные. Даже если в начале ничего не получается, научитесь поощрять себя за маленькие шаги и небольшой прогресс.

В моём случае процесс поиска занял около трёх месяцев. Но сейчас рынок изменился — технологические компании не набирают сотрудников так активно, как раньше.

Для продакт-менеджеров работа в американских компаниях — отличная школа менеджмента и маркетинга. Большинство фреймворков в продакт-менеджмент пришло именно из Америки.

Кроме того, США — это огромный рынок, на котором много возможностей, инноваций, большая концентрация талантов. Работая в американской компании, можно получить уникальный опыт, который потом пригодится как в корпоративной карьере, так и в бизнесе. Поэтому, конечно, оно того стоит.

Развиваете карьеру в диджитале и IT? Почитайте эти статьи Skillbox Media

Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована